Forgot your password?

Some friends of Gnessins
Some pages
City: Moscow    Instruments: Bassoon, Clarinet, Cello, Piano, Percussion, Violin, Oboe, Organ, Harp, Bass, Flute, Saxophone    Languages: russian, english     Founded in 1944    

Blog

17 марта состоялся большой юбилейный вечер в честь 60-летия Елены Сергеевны Пляшкевич – преподавателя по фортепиано, любимого многочисленными учениками гнесинской школы. Подробности, фото, а также интервью с виновницей торжества – в материале Полины Полянской.

Органный зал «Дома на Знаменке» превратился в этот вечер в настоящую галерею цветочных букетов, подаренных учениками, выпускниками Гнесинки, друзьями, коллегами и семьей Елены Сергеевны. Перед началом концерта директор школы, Михаил Сергеевич Хохлов, поздравил именинницу, выразив благодарность и уважение труду педагогов "Гнесинской десятилетки": «Люди, которые работают столько времени на этой педагогической ниве, тем более в такой школе, достойны звания героя. Работать с талантливыми детьми интересно, но очень сложно, а работать среди талантливых педагогов труднее вдвойне, потому что нужно постоянно доказывать через своих учеников собственный профессионализм и понимание развития исполнительского искусства в мире в целом».


Многочисленные «музыкальные приношения» объединились в концерт лауреатов международных конкурсов, стипендиатов Фонда имени В. Спивакова и Московского камерного оркестра «CANTUS FIRMUS» под управлением Александра Хургина. Финалом первого отделения стало выступление самой Елены Сергеевны Пляшкевич вместе с оркестром. Слушая Концерт №23 для фортепиано с оркестром Моцарта, было удивительно наблюдать за тем, как солистка «общалась» с музыкой. Это было похоже на доверительную беседу со старинным близким другом, каждая беседа с которым неизменно вдохновляет и радует. Во время второго отделения Елена Сергеевна тоже неустанно выступала на сцене, а позже для читателей сайта гнесинской школы она рассказала о себе подробнее.


О том, как все начиналось…


Я родилась в Москве. Мой папа закончил Консерваторию как певец и театральный актер, работал в Малом театре. Мама была вокалисткой и теоретиком, выпускницей гнесинского института.

Когда мне было пять с небольшим, один из лучших друзей папы, музыковед Натан Львович Фишман, привел меня к педагогу Дине Марковне Маграчевой, ученице Софроницкого. Позже Зиновий Исаакович Финкельштейн пригласил ее преподавать в «Гнесинскую десятилетку», и она взяла меня с собой.


О любви к сцене…


В семь лет я уже выступала в Большом зале консерватории и в дальнейшем играла очень много, сотрудничала с разными оркестрами, дирижерами, среди которых В.И. Федосеев и Е.Ф. Светланов. Моим любимым занятием стали выступления на сцене – это был самый большой подарок в течение всей моей жизни. Сколько себя помню, с детских лет мой день рождения проходил не в кругу семьи за столом, а на сцене.

Дело в том, что детство я провела в Малом театре: за кулисами, в гримерках. Для меня сцена была необыкновенно таинственным, волшебным, невероятно притягивающим местом с самого раннего детства.


О том, как приятно учиться…


Было безумно сложно поступить в аспирантуру – конкурс доходил до 80 человек на место. Но все, что можно, я закончила, кроме того, еще получила образование, как музыкальный лектор, а сейчас учусь в магистратуре РГСУ. Хочется постоянно чем-то заниматься, мне жалко спать. К тому же, ночью приходит вдохновение.


О том, как захотелось преподавать...


Когда Зиновий Исаакович пригласил меня в школу в качестве педагога, мне не очень хотелось преподавать, но он сказал: "Я думаю, что у тебя получится, вот увидишь – тебе понравится". Новым педагогам Зиновий Исаакович всегда давал несколько учеников нулевого класса, и пока эти ученики не поступят, тебе ни за что не дадут другие классы. Причем, он считал, что по-настоящему учатся педагоги только на средних учениках – с теми, с кем нужно побороться, найти особый подход, чтобы скрыть недостатки и вытащить самые лучшие стороны. Я подготовила к поступлению двух хороших девочек. Так и пошло. Мой педагогический стаж на сегодня – 37 лет.


О своих учениках…


Мои ученики сейчас очень много выступают за границей. Среди известных исполнителей, которые у меня учились – Елена Кошелевская, она живет в Нью-Йорке. А вот Аня Музыченко стала успешным композитором – получила премию "Тэфи", пишет музыку к огромному количеству фильмов и спектаклей.

Мои ученики – это мои "дети", друзья, поэтому мы вместе всегда справляем праздники, ребята все время и звонят, и пишут. А что касается подхода к новым ученикам, думаю, что на первом уроке нужно постараться влюбить их в то, что любишь сам, поэтому обязательно что-нибудь им играю. Детей выбираю в класс по глазам: даже если у ребенка нет абсолютного слуха, но видно, как у него горят глаза, он не равнодушен – значит, можно учить. Главное, увлекаться вместе с ними, из любой рутины, из любых технических упражнений сделать интересные задания, превратить их в игру. Я им объясняю: «Ты играешь в "Лего", настольные игры? Также и мы играем на фортепиано, только звуками».

Нужно обязательно рассказывать об исполняемой музыке. Важно постараться увидеть, что лучше всего сказать ребенку, чтобы затронуло именно его сердечко в конкретной ситуации. Всегда можно найти ниточку, потянуть ее и распутать какой-то узелок даже у самых замкнутых людей, сделать так, чтобы струнка завибрировала внутри человека.


О тех, кого приятно слушать…


Мне очень нравится слушать Григория Соколова, моих друзей, которых я очень люблю – Женю Кисина, Борю Березовского. Я аккомпанировала им все концерты, когда они еще были детьми в нашей школе. С удовольствием слушаю М. Юдину, Э. Гилельса, очень уважаю С. Рихтера, В. Горовица, обожаю симфоническую музыку и рекомендую всем пианистам как можно больше ее слушать.


О маленьких слушателях…


Думаю, они всегда откликаются на искренность твоей подачи. Не нужно стесняться оголить свое сердце или приоткрыть душу, потому что искренность воспринимает любой человек – банкир, дворник – кто угодно. Слушатель не остается равнодушным, если ты не обманываешь своим творчеством – не кривляешься, не позируешь, а действительно звуками выражаешь все, что у тебя наболело или, наоборот, радует.

Comments 0 / 0
Press [Enter] to send.